Философия и методология науки
Как известно философия - теоретическая рефлексия об отношениях человека и мира - занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельности, вопросами о Боге, смерти и бессмертии. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам необходимо встретиться с тем обликом философии, который крайне необходим для вас как для профессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, - с философией науки.
Наша реальная практика работы с бакалаврами показывает, то что студенты в достаточной мере овладевают содержанием этой дисциплины, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего образования. У них уже есть определенная философская эрудиция, некоторый запас знаний, полученных в студенчестве. В историко-философском разделе они приобрели представление о структуре и специфике философии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаментальной) философии изучили проблемы онтологии, теории познания и методологии. В социальной философии главными проблемами, с которыми вы соприкоснулись, были: человек и общество, социальная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в человеческой жизни, будущее человечества и др.
Весь этот объем философских знаний является вполне достаточным для того, чтобы каждый из магистрантов, мог перейти к более глубокому изучению философии, подняться на еще одну ступень философской подготовки. Потребность в таком «философском росте» возникает у самих магистрантов, как только прикоснутся к фундаментальным проблемам собственной науки.
Текст предлагает содержательное описание требований Госстандарта по курсу философии и методологии науки и заполняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине, кроме того:
- рисует философский образ современной науки и методологии;
- показывает исторические и мировоззренческие итоги ее развития, которые можно подвести на сегодняшний день;
- излагает проблематику оригинальных текстов современных эпистемологов;
- знакомит с основными западными концепциями науки.
Рассматривая эти и другие проблемы, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая при всем многообразии своих обликов, несомненно, отличается от других сфер человеческой жизни - производства, религии, морали, искусства, обыденного сознания и т. д.
- История становления науки и её функции.
- Многообразие форм знаний: научные и вненаучные знания.
- Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века
- Зарождение и развитие классичечкой науки.
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- Понятия науки, научного знания.
- Динамика научного знания
- Сциентизм и антисциентизм
- Соотношение философии и науки
- Предметная сфера философии науки
- Возникновении философии науки как направление современной философии.
- Научная картина мира и ее эволюция
- Наука и эзотеризм
- Новации в современной философии науки. Синергетика и эвристика
- Актуальные проблемы науки XXI века
- Методология научного познания: основные понятия.
- Становление идеи развития и принципа историзма в философии и естествознани.
- Современная технология познания мира эвристика и методология науки
- Основные эвристические установки.
- Наиболее известные методологические принципы и подходы.
- Общенаучные методы и приемы исследования
- Понимание и объяснение
- О современной методологии
- Философия и методология науки
- Логика и математика
- Естествознание
- Психология и антропология
- Наука об обществе
- Индивидуальные знания и научная информация
- Гносеологический аспект
- Эпистемологический аспект
- Онтологический аспект
- Эстетический эсхатологический аспекты
- Психологический аспект
- Исторические циклы взяимосвязи науки, философии и религии
- Экологические реальности и мифы
- Экология и этика
- Интердисциплинарный харакер экологической проблемы и возможные пути ее решения
- Наука как ответ на человеческие потребности
- Наука и нравственность
- Пределы научности в жизни и истории
- Заключение