Философия Карнапа Рудольфа
Карнап, Рудольф (родился 18 мая 1891 года) – американский философ и логик, наиболее видный, наряду с М. Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, затем один из лидеров направления так называемой «Философии науки». Преподаватель философии в Венском университете (с 1926 по 1931), профессор философии Германского университета в Праге с 1931 по 1935 года. В 1936 был приглашен для чтения лекций в США, где и остался после захвата Австрии и Чехословакии гитлеровской Германии. Профессор Чикагского (с 1936 по 1952) и Калифорнийской (с 1954 года) университетов. Член Американской АН, член Ассоциации символической логики, Американской ассоциации философии науки и др.
Логические взгляды. Карнап считает предметом «философии науки» анализ языка естественнонаучных теорий с целью уточнения (экспликации, по Карнапу) таких понятий, как истина, смысл, следование, аксиомозируемость (все применительно к естественнонаучным теориям), закон науки, научное объяснение и предсказание, причинность, вероятность, подтверждение и опровержение гипотез и т.д. и на этой основе – исследование научного рассуждения и структуры научных знаний.
Карнап в духе лейбницевской традиции различает логическую истину (уточнением которой служит понятие истины в формализованных языках) и фактическую истину( уточнением которой служит понятие степени подтверждения в индуктивной логике). Критерием первой является выводимость по законам логики или непосредственно проверка с помощью семантических правил, устанавливающих смысл применяемых терминов. При этом «законы логики» понимались Карнапом первоначально в духе выдвинутого им так называемого «принципа терпимости», согласно которому в основу естественнонаучной теории может быть положена любая логическая система, если только ее правила сформулированы содержательно и точно. (впоследствии Карнап по существу отошел от этого принципа, признавая, что предпочтение одной логической системе перед другой может быть отдано на основе оценки результатов их практического применения). Критерием второй является сопоставление с фактами, сводящееся, так или иначе, к непосредственному наблюдению. Соответственно, смысл любого высказывания определяется его условием истинности, то есть возможностью проверки (исчерпывающей или частичной) его истинности. На этом пути Карнап считает принципиально возможным построить (на основе языка математики и физики) единый формализованный язык, на который можно было бы перевести любую научную теорию, выявляя тем самым ее структуру и отношение к другим теориям. Программа построения этого «унифицированного языка науки» и некоторые результаты работы в этом направлении изложены в «Энциклопедии унифицированной науки», одним из редакторов и авторов которой был Карнап.
В логической эволюции Карнапа выделяют три этапа.
- Первый этап (до нач. 30-ых гг.) характеризуется активным участием в Венском кружке и в разработке идей логического эмпиризма. Его взгляды в этот период, сформировавшиеся под сильным влиянием Витгенштейна, представляют собой своеобразное сочетание рассмотрения философских проблем в духе традиционного эмпиризма с методами, присущими рационализму, причем использующему все достижения в развитии логики. Наиболее ярким примером вышеуказанного является его книга «Логическая конструкция мира», где, используя новые методы логики, Карнап пытался раскрыть логическую структуру процесса создания картины мира у отдельной познающей личности, исходящей от своих « непосредственных данных», то есть восприятий. В ряде работ этого периода Карнап начинает применять аппарат математической логики к анализу понятий и аксиоматизации отдельных теорий в конкретных науках (арифметика, геометрия и лингвистика). Начиная с 1934 Карнап уделяет основное внимание разработке специально логических вопросов.
-Второй период развития его идей можно назвать «синтаксическим» (до 1936). В 1934 в работе «Логический синтаксис языка» Карнап обстоятельно рассматривает новейшие результаты в области логики, полученные после выхода труда «Principia of mathematica» Б. Рассела А.Н. Уайтхеда. Карнап излагает теорему о неполноте К.Геделя, развивает теорию логического синтаксиса, являющуюся частью «металогики»; строит логический язык, представляющий собой язык расширенного исчисления предикатов с равенством и с правилом бесконечной индукции. «Язык!!», помимо логических символов, содержит также постоянные предикаты и функторы, и, по мнению Карнапа в нем могут быть сформулированы не только все предложения классической математики, но и все предложения теоретической физики. Таким образом, Карнап строит свой «Язык!!» как аппарат для логического анализа языка науки. Карнап выдвигает тезис о том, что логика науки есть синтаксис языка науки. Карнап сводит на этом этапе развития своих философских взглядов философский анализ науки к анализу чисто синтаксических связей между предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность научного обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки. Карнап также отстаивает тезис экстенсиональности, согласно которому язык науки является экстенсиональным, а всякое интенсиональное предложение может быть в него переведено.