Философия Востока и Европы
Несмотря на то, что настоящая книга содержит значительный востоковедный материал, предназначается она не востоковедам – им этот материал знаком, – а философам (что, конечно, не исключает возможности чтения ее востоковедом, равно как и любым иным специалистом), и именно проблемами современной философии и определяются цели и задачи моей работы. В 1994 г. я написал книгу "Религии мира: Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника)" (опубликована в 1997 г., далее выдержала ряд переизданий), в которой рассматривал трансперсональный опыт (обычно называемый "мистическим") как основу феномена религии. Интерес к проблеме измененных состояний сознания привел меня к размышлениям об онтологическом статусе сознания и эпистемологической ценности трансперсонального опыта. С другой стороны, именно религии Востока (Индии и Китая) дают нам основной материал для изучения как самого трансперсонального опыта, так и ведущих к его обретению практик. Кроме того, для меня остается несомненным, что усвоение (или, точнее, освоение) западными мыслителями неевропейских интеллектуальных традиций является одним из важнейших путей возвращения философии того царственного статуса, которым она обладала триста-четыреста лет тому назад и который стремительно утрачивала в течение последних двухсот лет. Другим путем, ведущим к той же цели, по моему скромному мнению, является исследование сознания в метафизической перспективе, включая в качестве очень важной составляющей и анализ измененных состояний, прежде всего трансперсонального характера. Сказанное обусловливает структуру книги: вслед за введением помещена часть, посвященная специфике неевропейских (китайской и индийской) философий, а заключает работу раздел, посвященный философским аспектам исследования измененных состояний сознания. Но начнем с философии, ибо именно она и история последних столетий ее вдохновляли меня при написании этого сочинения.
- Философия Востока и Европы
- Дух, материя и жизненная сила историческое предуведомление
- Основные характеристики китайского интеллектуального паттерна
- Представления о времени. Космологический контекст
- Теория небесного мандата (тянь мин)
- Династийный цикл и тело династии
- Официальное историописание в имперском Китае. Династийные истории
- История как регресс. Историософская концепция Шао Юна
- Вещь и вещность в китайской и европейской философии
- Жизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской мысли
- Универсум самосовершенствования и упорядочения государства – конфуцианская традиция
- Что такое даосизм? Опыт построения новой модели
- Даосские мыслительные практики ("Философия")
- Индийская философия: история, школы, подходы (картина мира – картина души)
- Теория структурного полиморфизма
- Индийская философская система как проект
- "Ортодоксальные" (астика) школы
- Общая характеристика
- Мадхьямака (Шуньявада)
- Йогачара (Виджнянавада)
- Теория Татхагатагарбхи
- Проблема солипсизма
- Традиционные китайские представления о мире и буддизм (к проблеме взаимодействия культур)
- Буддийская космология и традиционная китайская культура
- Предварительные соображения и определения
- Трансперсональный опыт, проблема субъект-объектного дуализма и недвойственность
- К проблеме эпистемологической и метафизической релевантности трансперсонального опыта
- Единство трансперсонального опыта и многообразие историко-культурных форм его описания
- Мозг и трансперсональный опыт постановка проблемы
- Краткий обзор традиционных европейских представлений о связи души и мозга
- Современная метафора мозга – компьютер
- Отфильтрованная реальность
- Импринтирование. энграммы. программы мозга
- Активность мозга во время глубоких религиозных переживаний
- Связь религиозных переживаний с воздействием на мозг
- Психоделики
- Импринтинг и ритуал
- Переимпринтирование и "архаические техники экстаза"
- Йога и мозг
- Перепрограммирование, трансформация тела и теургия
- Основные выводы
- Заключение