Философия жизни человека
1) Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности.
2) Система аксиологических категорий и ценностные ориентации личности.
3) Повседневный мир человека
4)Человек как высшая ценность. Проблема жизни и смерти, смысла жизни и поиск человеком собственного назначения.
1) Понятие ценности. Ценностное отношение к действительности
Что такое ценности и какие они бывают?
Какова их роль в жизни человека?
Какие типы ценностных ориентаций существуют в обществе?
Понятие ценности.
Проблема ценностей порождается критическим отношением человека к миру. Преобразуя его, люди исходят из своих интересов и потребностей. Предметы и явления, свойства которых удовлетворяют потребности человека, общества в целом, приобретают для них особое значение.
Ценность - это свойство объекта, значимое, ценимое человеком за его способность отвечать его интересам, потребностям, поставленным целям.
Аксиология - философское учение о сущности и природе ценностей, их месте в жизни человека и общества. Теория ценностей как направление в философии возникла в 20 - 50-е годы ХХ в. У ее начал стояли М. Шелер, Н. Гартман, Р. Перри и др.
Исходная проблема аксиологии заключается в том, как возникают и существуют ценности? Есть несколько подходов на природу ценностей.
1) ценность есть объективное свойство предмета, присущее ему безотносительно к воспринимаемому ценность человеку (земля, воздух, дом и т.д.).
2) ценность не присуща предмету как таковая, она привносится в него субъектом, составляя тем самым духовно-психическое отношение к нему (Ракушка не представляет ценность, пока ее не подарит близкий человек, кинофильм становится ценностью после его просмотра и пр.).
3) ценность это особый трансцендентный мир, существующий идеально, человек постигает их как таинство, нечто сакраментальное, постигаемое лишь иррационально-интуитивно (мировой порядок, душа, Бог, святость).
4) ценность как результат субъкт-объектных отношений. Вещи и явления приобретают ценность в процессе общественной практики, являясь или природными, или искусственными, или общественными созданиями.
Ценностное отношение к действительности.
Отношение к миру, представленное философией, может быть онтологическим, гносеологическим и ценностным. Осознавая ценностные свойства предметов, проявляя заинтересованность в них, человек вступает в так называемые ценностные отношения с действительностью. Ценностные отношения - это соответствие (совпадение) потребностей субъекта и возможностей объекта для их удовлетворения. Они включают в себя субъект и объект.
2) Система аксиологических категорий и ценностные ориентации личности
Ценности личности складываются через систему аксиологических категорий. Она столь же обширна, как обширен и сам мир. Любой предмет, всякое явление может стать предметом ценностного рассмотрения. Среди понятий аксиологии выделяются категории оценка, потребность, интерес, цель, смысл жизни, ценностная ориентация и др. Ценности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, их можно разделить на:
n материальные и духовные;
Среди материальных выделяют а) материальные блага, б) достижения науки и познания, в) предметы потребления и др. Особо следует выделить здесь экономические ценности.
Среди духовных - а) этические ценности, б) эстетические, в) религиозные, г) гносеологические, д) утилитарные.
n первичные (удовлетворяющие изначальные потребности людей в существовании), вторичные (созданные человеческим трудом для реализации человеческих притязаний) и третичные (как условия воспроизводства и обеспечения жизнедеятельности людей);