Общее понятие пространства и времени
Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени. Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени, они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик материи. Наука ХХв. наполнила данные понятия столь неоднозначным содержанием, что они нередко становились предметом самых ожесточенных философских дискуссий. В чем же причины и смысл такого пристального внимания к этим категориям?
Самое общее понимание пространства и времени опирается на наш непосредственный эмпирический опыт. Понятие пространства возникает как из характеристики отдельно взятого тела, всегда имеющего протяженность, так и из факта внеположности множества существующих объектов, имеющих разное пространственное положение.
Существующее определение пространства таково: оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, существование и взаимодействие. Понятие времени также возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. Время, таким образом, тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных внеположных друг другу объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.
В чем же состояло существо споров вокруг этих понятий?
Исторически сложилось два подхода в толковании пространства и времени субстанциональный и реляционный. Первый из них связан с пониманием пространства и времени как самостоятельных сущностей наряду с материей. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по своей природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение дискретных материальных тел. Пространство и время составляют абсолютную систему отсчета, в которой определенным образом распределены тела (инертные материальные образования), движение которых может осуществляться благодаря внешнему, привнесенному действию. Субстанциональная концепция пространства и времени, сформулированная Ньютоном как физическая модель мира, приобрела в науке и философии ХVII – ХVIII вв. доминирующее значение. Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий: наличие механического движения казалось неопровержимым доказательством существования неподвижного абсолютного пространства.
Реляционный подход, который наметился еще у Аристотеля, развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Толанд. Главное в этой концепции то, что пространство и время рассматриваются в ней не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Лейбниц, например, подчеркивая относительный характер пространства и времени, называет пространство «порядком существований», а время – «порядком последовательностей».
Субстанциональная и реляционная концепция не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного подхода.
Следует различать реальное, перцептуальное и концептуальное пространство; реальное, перцептуальное и концептуальное время. Реальное пространство и время – объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире. Перцептуальное пространство и время связаны с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение реальных пространства и времени человеком.
При рассмотрении психических объектов все кажется необычным, бесплотным, вне времени и пространства. Психические образы не представляют исключения. И все-таки можно говорить о протяженности зрительного представления. Она зависит от поля зрения, перспективы и умственной установки. Если большой предмет (например здание) находится недалеко от глаз, то в голове наблюдателя возникает не целостный образ предмета, а лишь его фрагмент, отражающий часть объекта. Отдельные части нам кажутся гораздо меньшими, чем такие же расположенные вблизи. Зрительный образ, подобно фотографии, может представлять один и тот же предмет в крупном и уменьшенном плане. Пространственное соотношение психических образов зависит от объективных пространственных отношений самих предметов, обусловливается ими. Если бы это было иначе, то человек не смог бы правильно ориентироваться в мире. Тоже можно сказать и о перцептуальном времени. Оно является отражением реального времени, смены состояний реальных процессов, но вместе с тем зависит от состояний нашей нервной системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетерпением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелаемое событие, то время зачастую как бы растягивается, замедляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время ускоряет свой бег, спрессовывается. В мыслях в течение мгновений мы можем “пролистать” события многих лет жизни. Но тем не менее перцептуальное время соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных событий.