Понятие научного познания

Страница 1

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрознен­ных представлений о закономерностях природы общест­ва и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчи­вой основы практических действий.

Знание является продуктом общественной деятельно­сти людей, направленной на преобразование действи­тельности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительно­сти в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научном деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основ­ной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познает законы природы, чтобы овладеть сила­ми природы и поставить их себе на службу; он познает законы общества, чтобы в соответствии с ними воздей­ствовать на ход исторических событий.

Познание вырастает из практики, но затем само на­правляется на практическое овладение действительно­стью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности—та­кова общая закономерность отношений человека в окру­жающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завер­шением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мы­сли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опе­режать практику и таким образом сознательно направ­лять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек раз­решает противоречие между наличным положением ве­щей и потребностями общества. Результатом этой дея­тельности является удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источ­ником развития познания и, естественно, находит отра­жение в его диалектике.

Диалектика процесса познания выражается в проти­воречии между ограниченностью наших знаний и безгра­ничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержани­ем человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Вся наука, все человеческое познание направлено к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В противоположность истинному знанию за1 мне представляет собой неверное, иллюзорное познание мира.

Истинные знания существуют в виде законов теоретических положении и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытии ученых. Поэтому и научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание— знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой полнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание—это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлении об объекте, обеспечив абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6