Природа и экология в философии
Онтология — исторически и логически первый раздел любой мало-мальски систематической философии. Этот её раздел стремится выявить первоначала всего сущего, дать окружающей человека действительности предельно общие определения. По сути, это прежде всего философия природы (в том числе природных начал человека, его телесного существования и природной среды жизни общества).
Этимология термина “природа” в большинстве языков — от корня “род”, т.е. начало, исток, откуда всё порождается, происходит. Сравните греч. “phisis” от “phyein” — возникнуть, быть рождённым; лат. “natura” — от “nasci” (то же самое); общеслав. “род”, “рiд”, “ред” — от глагола со значениями “кормить, растить, поднимать” (однокоренные слова “урожай”, “родник”, “рожа”, “рожь” и т.п.) Так человек рождён природой в том смысле, что представляет собой её производную частицу и постоянно черпает из неё материально-энергетические ресурсы своего существования.
В термине “природа” сочетаются несколько понятий:
— вся до- и внечеловеческая реальность — внешний мир, Вселенная и т.п. синонимы предельно универсального содержания; в этом смысле так называется совокупность всех без исключения вещей и процессов, бытие (появление и существование) которых никак не зависит от людей, их воли и их деятельности;
— непосредственно и объективно окружающая человечество среда его обитания, неорганическая и живая, так или иначе испытывающая на себе его влияния (ландшафт, доступные недра Земли, атмосфера и гидросфера, климат, флора, фауна в их биоценозах);
— производный от только что отмеченных, но разнопорядковый с ними смысл того же самого слова — сущность чего-либо, самое главное в чём бы то ни было от начала до конца его существования (допустим, биохимическая сущность организма, подлая сущность плохого в моральном плане человека и т.д.).
Понятие бытия шире понятия природы потому, что кроме объективного бытия природы, существует другое — субъективное бытие человеческого духа. Природа и дух исчерпывают собой всевозможное бытие, за их пределами больше ничего нет (по определению, принятому для данных философских категорий). Дух в виде психики, Разума и его интегральных производных — культуры, цивилизации, с одной стороны, и природа “как совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметом наших чувств и нашего опыта” (И. Кант), с другой, во многом полярны, диаметрально противоположны по способам своего существования, структуре и функциям, но в то же самое время они тесно взаимосвязаны.
Характер их связи по-разному трактуется представителями различных философских и богословских направлений. Анимизм, напомню, одухотворяет природу по прямой аналогии с человеком, делает из неё объект поклонения. Для анимиста нет границы, разницы между человеком и природой. Теизм (от греч. theos — Бог) мысленно вырывает пропасть между вечным и всесильным — божественным Духом и вторичной, низкой природой, которая вся представляет собой лишь тварное осуществление Божественного промысла. Объективный идеализм трактует природу как временно скрытый и бессильный Дух. Только с появлением человека и общества Дух достигает высот своего самоопределения. Пантеизм отождествляет Природу и Бога. Деизм рассматривает Бога в роли “часовщика”-конструктора природы, чей “механизм” после божественного “завода” идёт сам собой. Материализм считает дух порождением природы, венцом её “творения”. Субъективный идеализм (солипсизм) признает единственной реальностью субъективный мир ощущений и мыслей отдельной личности; вне души на самом деле якобы ничего не существует. Правда, классик солипсизма, епископ Дж. Беркли (1684–1753) оговаривал, что все вещи мира существуют в восприятии Бога и потому реальны и для всех нас, суть отпечатки в нас божественного духа.
Надо признать, что в каждой из этих мировоззренческих позиций, если разобраться, есть определённый резон, с помощью которого поддаются решению те или иные из самых трудных проблем современного естествознания (т.е. природоведения). Но наиболее логична и продуктивна в отношении естествознания материалистическая позиция, которой я в дальнейшем и постараюсь придерживаться. Однако сделаю оговорку, что применительно к вопросам культуры, духовности, человеческой истории мне представляется более справедливой точка зрения идеализма или же (в иных случаях) эклектики, точнее плюрализма, т.е. в данном случае сочетания материалистических тезисов с идеалистическими.
Материалистическое понимание природы вовсе не исключает романтики её мысленного соотнесения с человеком, даже её одухотворения нами. Человек всегда черпал из “общения” с природой, дикой и окультуренной, жизненные силы, вдохновение для собственного творчества. Мы понимаем поэта, написавшего об этом так:
Если я заболею, к врачам обращаться не стану.