Проблема единства мира в философии и естествознании
Проблему единства мира по-разному решают различные мировоззренческие направления. Идеалисты видят единство мира в духе, сознании, но первоисточником всего существующего является какое-то духовное первоначало и в этом, с точки зрения других идеалистов, единство всего существующего. Представители религии считают, что бог создан мш>и создал его единым, другого мира нет. Некоторые Субъективные идеалисты считают, что мир един, потому что он нам представляется, мыслится единым. Немецкий философ Евгений Дюринг утверждал, что единство мира заключается в его бытии, его существовании. Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал по этому поводу: «Единство мира состоит не в его бытии, хотя бытие и является предпосылкой единства мира, ибо мир должен вначале существовать прежде, чем быть единым. Действительно единство мира состоит в его материальности, а это доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания». Т.е. с точки зрения Энгельса единства мира в том, что его первоосновой, первоосновой всего существующего, всех предметов, явлений, процессов является материя и в этом единство всех предметов, явлений, процессов мира. А Ленин, развивая эту мысль Энгельса, еще добавил, что единство мира также в движении. Все находится в движении и в этом единство всего существующего. Такое диалектико-материалистической понимание единства мира доказывает и наука. Спектральный анализ, например, доказывает единство земных и небесных тел. Теория клетки доказывает единство растительного и животного мира. Это единство доказывает и эволюционная теория Дарвина. Растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются в силу борьбы за существования.