Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа
Хотелось бы возразить Шопенгауэру в том, что смерть – лишь миг, когда разум нас покидает. Человек состоит из внешней (само тело) и внутренней (сознание) оболочек. И для того, чтобы погиб человеческий индивид необходима полная гибель его составляющих. Годами больной может находиться в коме в бессознательном состоянии. Мозговая деятельность отсутствует, человек спит, но он не умирает, поскольку жива его внешняя оболочка – тело, которое прекрасно биологически функционирует и без сознания. В конце концов больной умрет, но только от того, что его тело обветшало и больше не способно выполнять необходимые для жизнедеятельности функции. Шопенгауэр исключает понятие постепенной смерти. Но разве это не медленная смерть, когда человек долгое время, лежа на больничной койке в полном сознании видит гибель своего физического тела. Он видит, как изо дня в день смерть растаскивает его на кусочки. Сознание его не покидает. Если, смерть – конец жизни, больной наблюдает этот конец как в замедленной кинохронике. Так же нельзя сказать, что в момент смерти разум полностью исчезает. Считается, что человеческий мозг полностью прекращает свою деятельность только на девятый день после смерти. О наличии сознания в момент смерти говорят и люди, которые пережили клиническую смерть и снова вернулись к жизни. Все они видели себя со стороны, видели людей и обстановку, которая их окружала в момент смерти. Поэтому говорить о том, что смерть легка и моментальна не справедливо.
Schopenhauer välistab hinge olemasolu ning seega see fakt, et lahkub ta keha pärast surma. Schopenhaueri meelest ei saa mõtlemist ilma ajuta olla rоhkem kui nägemist silmadeta või seedimist maota, siis kirjutab ta : «Kui võrd mõiste „hing” eeldab, et teadmine ja tahe on loomalikust kehast lahutamatud ja siiski iseseisvad, on see mõiste õigustamatu ja tuleb järelikult kõrvale jätta».
Ma ei ole nõus Schopenhaueriga, et hing on ainult teadmine ja tahe mis elavad inimkehas. Hing on mittemateriaalne ollus, mis ei ole otseslt seotud inimkeha või ajuga. See eksisteerib iseseisvalt meie kehas, imeb sisse kõik meie mõted, teod. Pärast surma, nagu mingi eneergia, lahutab ta keha koos sellega mis ta sai meist elu jooksul. Hing ei kao ära, ta elab maailmas näthamatu ollusena, hoides meie «Mina» elutu eneergia vormis.
Для многих людей смерть не является страшным злом. Она желанна и долгожданна. Многие находят в ней приют своей безутешной души. Смерть способна положить конец страданиям от долгой болезни, страданиям от безутешной скорби. Она освобождает от их земных недугов, дает убежище от непосильной земной жизни.
Ни что на Земле не берется ниоткуда и в никуда тоже не исчезает. Всё в природе взаимосвязано и, человек, как физическая сущность не может просто исчезнуть. Все мы неким образом обречены на бессмертие.
«Материя, которая лежит теперь перед вами как прах и пепел, сейчас, растворившись в воде, осядет кристаллом, засверкает в металле, рассыплет электрические искры, в своём гальваническом напряжении проявит силу, которая, разложив самые крепкие соединения, обратит земные массы в металл; и мало того: она сама собою воплотиться в растение и животное и из своего таинственного лона породит ту самую жизнь, утраты которой вы так боитесь в своей ограниченности» (1, стр.91)