Специфика научного познания
1) Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность
2) Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования.
3) Методы научного познания, их разнообразие и особенности использования на различных этапах исследования.
4) Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций.
5) Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный этос.
1. Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность
Сущность науки, ее развитие и роль в обществе.
Понятие науки.
Наука – система достоверных знаний о природной и социальной действительности и внутреннем мире человека; знание законов об объективном мире и познании.
По природе знание идеально, “результат духовного производства”. Но для того, чтобы результаты науки могли быть использованы обществом, были переданы из поколения в поколение – надо, чтобы они получили предметное воплощение в виде знаковой системы.
Возникновение науки и законы ее развития.
Отдельные элементы науки существовали в древних обществах (шумерская культура, Китай, Египет). Возникновение науки относят к 6 веку до н.э. когда в Древней Греции сложились соответствующие условия для построения первых теоретических систем знания (математика, философия и др.).
В процессе более чем 2 тысячелетней истории науки обнаружились общие законы и тенденции ее развития.
а) ускоренный, динамичный рост научного знания по мере социокультурного развития общества. Объем научного знания удваивается каждые 10 – 15 лет.
б) развитию науки свойственен аккумулятивный характер: на каждом этапе развития она суммирует в концентрированном виде все прошлые достижения.
в) преемственность научного знания обеспечивает функционирование его как особого вида социальной памяти.
г) по мере совершенствования научного знания изменяется и структура науки; на каждом этапе применяются особенные методы, нормы и идеалы познания (для античности доминирующим было наблюдение, для Нового времени характерен эксперимент, современная наука использует комплексный подход).
д) накопление принципиально нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем приводит к научным революциям.
е) в науке происходит диалектическое сочетание дифференциации и интеграции знания, междисциплинарных и комплексных исследований.
Наука как деятельность.
Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - 18 вв., когда в Европе были образованы научные общества, академии, изданы научные журналы, а ученый из отшельника-одиночки стал социально востребованной профессией, а наука стала действенной, практически реализуемой производительной силой.
Специфика и основные характеристики научного знания. В отличие от обыденного познания, которое изучает предметы непосредственно соотнесенные с жизнью человека, его практической деятельностью, наука ориентирована на изучение таких фрагментов реальности, которые могут встретиться в практике в будущем.
Вещи, выделяемые для познания, наука фиксирует в виде идеальных образов – объектов, с которыми потом начинает работать как со специфическими предметами, заменяющими объекты реальности.
В науке закрепляются специально вырабатываемые средства познавательной деятельности, отличающиеся от средств обыденного познания (категориальный аппарат, концептуальные разработки, методология, гипотетико-исследовательские процедуры и пр.)
Необходимость осознания и фиксации совокупности методов и форм научной деятельности, позволяющих включать объект в сферу исследования и описывать его языком науки.
Наличие ученых – специалистов, появление специальных учреждений, обучающих этой деятельности и производящих прикладные и широкомасштабные исследования по выработке достоверных знаний о действительности.
2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования
Структура научного познания.
Эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирическое исследование непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, отражает преимущественно явления и отношения между ними. В широком смысле эмпирическое знание – это обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики.