Существование и интерес
Согласно датскому анти-Гегелю, бытие и мышление безнадежно далеки друг от друга. Они как бы разорваны существованием. В этом разломе и обитает человек как экзистенция. «Действительный человек соединяет в себе бесконечность и конечность, его действительность как раз и заключается в том, что он удерживает и то, и другое бесконечным интересом к своему существованию». Можно ли так обозначить этот интерес, чтобы его суть была ясна каждому? Да. Это страсть (Lidenskab). Именно страсть, по Кьеркегору, есть заинтересованность в существовании. Страсть играет роль среды, где происходит движение экзистенции. Кроме понятия «страсть» Кьеркегор использует другие синонимы для понятия интереса: субъективность и внутренний мир (внутреннее, сокровенное - Inderlighed). С помощью понятия интереса проясняется категория истины - через определение, что такое действительность. «Действительность - это inter-esse между абстрактным гипотетическим единством мышления и бытия». А ведь «что считается действительностью, считается также истиной. Действительность есть только постольку, поскольку она истинна». С помощью понятия интереса немецкий исследователь творчества Кьеркегора Генрих Шмидингер считает возможным опровергнуть распространенное обвинение Кьеркегора в субъективизме: интерес выступает посредником между познающим субъектом и познаваемой им действительностью, и в этом смысле «здесь царит высшее требование объективности».