Тело, душа, дух

Страница 1

Человек, как и все предметы и существа состоит из атомов. Разумеется, он устроен гораздо сложнее, чем любой предмет. Но допустимо ли в таком случае считать, что человек имеет власть над природой, если он не что иное, как часть природы, просто несколько более развитая, чем все остальное? Или все-таки люди являются не просто природными организмами, обладая помимо материального тела еще и чем-то нематериальным – духом, душой?

Давайте рассмотрим ответ на этот вопрос с точки зрения религии.

Джон Экклз, лауреат Нобелевской премии в области нейрофизиологии, будучи эволюционистом теистического направления, утверждает, что хотя тело и мозг человека возникли в результате эволюции, «я», или душа, в каждом человеческом существе является особым творением Бога, которое Бог вкладывает в человеческий плод после зачатия и перед его рождением.

Заключая свой труд «Эволюция мозга. Создание “я”», он суммирует свои представления следующим образом: «Поскольку в рамках материалистического подхода нельзя объяснить уникальность человека, Я вынужден приписывать уникальность «я» или Души сверхъестественному духовному творению. Если объяснять ее в теологических терминах, то получается следующее: каждая Душа является новым божественным творением, которое вкладывается в растущий плод в какой-то момент между зачатием и рождением. К выводу о «божественном творении» нас подводит очевидность того, что внутреннее ядро каждого отдельного человека уникально. Я не считаю приемлемым никакое другое объяснение. Здесь не годится ни генетическая уникальность с ее фантастически невозможной лотереей, ни различия в окружающей среде – они не детерминируют уникальность каждого человека, а просто видоизменяют ее. Этот вывод имеет колоссальное теологическое значение. Он существенно поддерживает нашу веру в человеческую душу и в чудесное происхождение человека в результате божественного творения. При этом признается не только Трансцендентный Бог, Создатель Космоса, Бог, в которого верил Эйнштейн, но еще и любящий Бог, Которому мы обязаны нашим существованием».

Нематериальная сущность может воздействовать на материальное тело. Бог – это Дух (Ин. 4: 24). Именно по Его слову ·была сотворена материя, именно Его сила, Его могущественное Слово поддерживают Вселенную, ее существование и целостность (Евр. 1: 3; 11: 3; Кол. 1: 16-17). Именно Его слово, а не просто второй закон термодинамики, контролирует механизмы, которые, в конце концов, приведут мир к его концу (2 Петр. 3: 5-7).

Что же касается человека, то Библия учит тому, что он обладает дуалистической природой. Человек – не просто плоть, то есть материя, но еще и дух. Библия не презирает человеческое тело, в отличие от некоторых религиозных и философских концепций. Материя - это благо, и человеческое тело является составной частью личности человека. В этом нас убеждает Воплощение Сына Божьего в человеческое тело. А телесное Воскресение Христа является главным догматом христианской веры.

Но Библия учит нас, что человек - это больше чем тело. Бог, который Сам является Духом, формирует Дух каждого человека (Зах. 12: 1). Именно дух, обитающий в человеке, знает и понимает то, что является для него типично человеческим (1 Кор. 2: 11). Дух человека не следует понимать как нечто тонкое, слабое и, в сущности своей, безжизненное. В Библии используется несколько понятий для характеристики богатства внутренней жизни человека: дух, душа, сердце, разум, совесть. Поскольку люди это падшее племя, дух человека умер для Бога, подобно нарушенной телефонной линии, которая не обеспечивает связи. Поэтому дух человека должен быть возрожден Духом Божьим (Еф. 2: 1-10; Ин. 3: 1-16).

Страницы: 1 2