Теория познания
2). Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания
Основные проблемы теории познания
Субъект и объект познания.
В самом широком смысле объект познания - вся объективная реальность, то, что познается. Объект - определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект - сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком.
Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.).
Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д.
В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон.
Структура познавательного процесса.
Среди важнейших элементов познавательного процесса выделяются:
а) система знания;
б) процедуры, правила,
в) принципы и методы;
г) инструментарий, средства познания;
д) знаковая система и язык науки;
е) идеалы и нормы научного знания.
Особое место в структуре познания принадлежит результату познания. Без него - познание не мыслимо, а знание не достижимо.
Типы, формы и модели познания
Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и
2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр.
Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности:
1. элементарное познание (характерно для высших животных);
2. житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);
3. донаучное *(добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);
4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);
5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.
Модели процесса познания.
1. Теория познания Платона. Раздвоенность мира (мир вещей и мир идей), а также обладание человеком тремя видами души (чувственной, волевой и разумной) являются основаниями для познания. Знание о мире возможно как припоминание разумной душой человека знания, представленного в мировом разуме, в идеях.
2. Эпистемология Аристотеля. Затруднения для познания (скрытность сущности, многоуровневость бытия, противоположность между бытием и познанием) человек способен преодолеть и познать реальный и объективно существующий мир. В этом ему помогает чувственное восприятие - основа всех знаний. Далее, в опыте происходит овладение свойствами предмета, а понимание причин явлений и владение понятиями приводит познающего индивида к искусству. Последняя ступень познания - созерцание, формирование абстракций, познание всеобщего приводит к возникновению и развитию научного знания, наук, квинтэссенцией которых является философия.