Выводы

Культурологические идеи Н.А. Бердяева изложены в ряде его работ "Кризис искусства" (1918), "Смысл творчества" (1919), "Воля к жизни и воля к культуре" (1922), "О культуре" (1923), "Человек и машина" (1933).

В данных теоретических исследованиях в сфере культурологи философ:

развивал понятия "культура" и "цивилизация";

выступал за признание абсолютной ценности любой личности;

утверждал, что именно свободный человеческий дух является творцом культуры;

ратовал за возрождение духовной православной культуры.

В своих сочинениях Бердяев раскрывает собственное видение культуры и цивилизации. Именно с культурой, а не с политикой или экономикой философ связывал достижение обществом своих целей.

Любая культура, по его мнению, имеет:

благородное духовное происхождение, которое является результатом работы духа над природными стихиями;

символическую, знаковую, а не реалистическую форму выражения;

индивидуальное и неповторимое проявление своей сущности.

В культуре, по мысли философа, ценится:

древность происхождения;

неразрывная связь с великим прошлым;

преемственность в развитии.

Какими бы изменчивыми на протяжении жизни ни были политические симпатии и философские увлечения Бердяева, главной темой его мысли стало признание абсолютной ценности любой личности. Согласно Бердяеву, каждая человеческая личность представляет собой нечто единственное и неповторимое. Ее уникальность не может быть объяснена ни из природной, ни из социальной реальности. Личность есть реальность духовная. Именно одухотворенная личность и является подлинным творцом культуры.

Подлинный мыслитель не ищет упрощенных решений и всегда готов уточнить свои взгляды, открывая новые стороны бесконечной проблемы. Его творческий дух последовательно и пытливо открывает для нас эту проблему во всей ее сложности и глубине, и это открытие навсегда остается в истории науки и культуры, вдохновляя нас на новое понимание мира и самих себя. В этом и состоит бессмертие мысли Н.А. Бердяева.