Возникновение и основные особенности марксисткой философии
Возникновение марксизма, включающего в себя 3 составные части: марксистскую политэкономию; марксистскую философию и теорию научного социализма – было подготовлено всем ходом исторического развития общества, философией в целом, общественной и естественнонаучной мысли. Марксистская философия выступает как методологическая и теоретическая основа всего марксизма в целом. Историческое развитие общества и прежде всего развитие капиталистического способа производства привели на арену классовой борьбы новый класс – пролетариат. В рамках зрелого феодализма противоречия между пролетариатом и буржуазией уже были. Буржуазия владела определенными средствами производства, чего не было у пролетариата, а следовательно, и жила лучше, но они еще были слабо выражены. И буржуазия и пролетариат при феодализма считались низшими сословиями в обществе, а привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, ибо только они имели право на землю и крестьян. На знаменах и транспарантах первых буржуазных революций были начертаны лозунги: «Свобода, равенство, братство, счастье», И буржуазия и пролетариат верили в их реализацию, осуществление после победы над феодалами, но развивались и противоречия между буржуазией и пролетариатом. Когда же буржуазия приходит к власти в результате побед первых буржуазных революций, то оказалось, что она выступила как не менее жестокий эксплуататор, чем феодалы. И буржуазия и пролетариат теперь поняли, что они – классы противоположные друг другу. И начинается классовая борьба между ними. Среди первых крупных выступлений пролетариата Фридрих Энгельс назвал 3 выступления: – Восстание Силезскких ткачей в Германии; – Восстание Монских во Франции; – самое мощное выступление пролетариата – Чартистское движение в Англии. Но все эти восстания пролетариата были еще плохо организованы. Пролетарии смутно представляли себе будущее общества и не знали четких целей борьбы за него. Нужна была научная теория, которая бы ответила на эти вопросы и вооружила бы пролетариат знаниями классовой борьбы. И как следствие развития капитализма и выхода на арену классовой борьбы пролетариата, такая теория появляется во 2 половине 40-х годов 19 века – это марксизм.
Маркс и Энгельс, создавая революционное учение пролетариата, опирались на достижения всей предыдущей общественной и философской мысли. Например, они использовали теорию трудовой стоимости английских буржуазных политэкономов дама Смита и Давида Рикардо. Они совершено, верно, показали, что в основе всякого богатства лежит труд людей. Маркс и Энгельс, опираясь на эту теорию трудовой стоимости, создали новую теорию – теорию прибавочной стоимости. Этой теорией они в свою очередь доказали, что рабочий одну часть рабочего времени работает на себя, на семью, а другую часть времени, а нередко и большую, – на карман капиталиста, создавая прибавочную стоимость. Маркс и Энгельс использовали также взгляды французских социалистов-утопистов: Сен-Симона, Фурье, Оуэна; о будущем обществе, социализме. Их критику пороков капитализма, их идею о классовой борьбе, как движущей силы развития общества. Но они пришли к выводу, что одной только критики словом мало, что от критики словом надо переходить к критике оружием. В создании же собственной философии Маркс и Энгельс опирались на достижение предшествующей философской мысли, особенно немецкой классической философии и в первую очередь философию Гегеля и Фейербаха. Из философии Гегеля они взяли на вооружение его диалектику. Но диалектика Гегеля была идеалистической, т.е. у Гегеля развивался, прежде всего, объективный дух, абсолютная идея, а те изменения, которые происходили в природе и обществе Гегелем рассматривались как следствие развития объективного духа. Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику. Они показали, что первоосновой всего существующего является материя, природа. Именно она является источником движения, изменения, развития. Из философии Фейербаха Маркс и Энгельс использовали, прежде всего, его материализм, освободив предварительно материализм Фейербаха от недостатков. Домарксовский материализм характеризуется 3 основными недостатками: метафизичность, механицизм, идеализм в понимании истории общества. Материализм же Маркса и Энгельса в отличие от марксизма 17–18 веков – диалектический материализм. Кроме этого Маркс и Энгельс явились материалистами в понимании истории общества. Маркс и, Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, развития истории является развитие материального производства, способа производства, а не духовные факторы.