Заключение
В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги.
Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и с себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.
Я язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними.
Человеческое сознание, следовательно, - это удивительный и нигде больше в природе не встречающийся феномен, свидетельствующий об исключительности человека. Можно без преувеличения сказать, что со знание - это таинственный и могущественный дар человечеству. Непонятно только, чей это дар - Бога, природы или каких-то случайных мутаций, произошедших в человеческом организме.
[1] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – С. 383.
[2] Крапивенский С. Э. Общий курс философии: учебник / С. Э. Крапивенский. – Волгоград: ЛИБРИС, 1999. – С. 205.
[3] «Последствия как структура . имеющая своей душой цель поступка, суть его (принадлежат поступку), — но вместе с тем поступок в качестве положенной во внешнее бытие цели отдан во власть внешним силам, которые приводят с ним в связь нечто совершенно другое, чем то, что.он есть сам по себе, и заставляют его катиться дальше, переходить в отдаленные, чуждые ему последствия» (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1930. Т. VII. С. 136—137).
[4] Психиатры описывают, например, такой случай: у девушки была горячка, в состоянии бреда она произносила непонятные близким фразы. Потом выяснилось, что это фразы латинского и древнееврейского языков, которые она запомнила, когда работала горничной у пастора, читавшего вслух на этих языках.
[5] Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 379.
[6] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – С. 405.
[7] О языке, письменности метко и образно сказал У. Шекспир: Пусть опрокинет статуи война, Мятеж развеет каменщиков труд, Но врезанные в память письмена Бегущие столетия не сотрут.
[8] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970. Т. I. С. 112.
[9] Если же в мозгу не возникает мыслей, соответствующих мыслям говорящего, то взаимное понимание невозможно. Примером комического взаимного непониманий людей является стихотворение А.С. Пушкина о разговоре трех глухих:
Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» —
«Помилуй, — возопил глухой тому в ответ: —
Сей пустошью владел еще покойный дед».
Судья решил: «Чтоб не было разврата,
Жените молодца, хоть девка виновата».
Это называется «договорились» и все «поняли» друг друга!