Истина в эволюционной теории познания
Как считает Г.Фоллмер, «…человеческое познание возникает в результате взаимодействия объективных (реальный мир) и субъективных (познавательный аппарат) структур. Без вклада субъекта не было бы памяти, понятий, суждений, классификаций, заключений, теорий истины, не было бы, таким образом, познания. Познание, следовательно, есть результат сложного и никогда не заканчивающегося процесса, в который включены субъект и объект». Философ, таким образом, солидарен в этом отношении с позициями современной эпистемологии, провозгласившей принцип доверия субъекту условием объективности знания.
Истина, согласно эволюционной эпистемологии, не имеет константного, раз и навсегда данного определения. Но ученый выделяет ряд критериев объективности знания:
· интерсубъективная понимаемость: наука не частное предприятие. Научные высказывания должны быть передаваемыми, следовательно, формулироваться на общем языке.
· независимость от системы наблюдения: не только наблюдатель как личность должен исключаться, но также его местоположение. Состояние его сознания, его «перспектива».
· интерсубъективная проводимость: каждый должен быть в состоянии проверить высказывание, то есть убедиться в его истинности, не прибегая к авторитету.
· независимость от соглашений: истинность высказывания не должна зависеть от волевых актов (решений или конвенций).
· независимость от метода: истинность высказывания не должна зависеть от волевых актов (решений или конвенций) (13,31).
Согласно Г. Фоллмеру, различные эпохи в истории науки имели различные представления об объективном знании.
Существовали:
· наивный реализм (существует реальный мир, он таков, каким мы его воспринимаем и истина здесь является абсолютной, она опирается на критерий очевидности);
· критический реализм (имеется реальный мир, но он не во всех чертах таков, каким он нам предствляется и, соответственно, истина уже не является абсолютной, в ней всегда присутствует доля субъективности, она близка здесь к корреспондентной теории и марксистской теории отражения);
· строго критический реализм (имеется реальный мир, однако ни одна из его структур не соответствует тому, что она представляет, истина является полностью относительной и зависимой от познающего субъекта);
· гипотетический реализм (мы предполагаем, что имеется реальный мир, что он имеет определенные структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяем, насколько состоятельна эта гипотеза. Соответственно, любая истина, претендующая на объективность, не может быть абсолютной) (14,54-55).
Поскольку истина как знание, соответствующее действительности, получается нами через ненадежные и искажающие реальность органы, то все знание, получаемое нами эмпирически, будет носить гипотетический характер. В этой связи можно сделать вывод, что истина как возможность объективного познания Г.Фоллмером определяется с позиций историзма, социокультурной обусловленности, с одной стороны, и с позиций релятивизма и доверия познающему субъекту, с другой. Четкого определения истины исследователь не дает. В этой связи на ступени гипотетического реализма возникает проблема критериев истины для современной постнеклассической парадигме науки. Эта проблема до сих пор не нашла признанного научным сообществом объективного решения.