Истина в эволюционной теории познания

Страница 3

Еще один представитель эволюционной теории познания, Эрхард Эзер, следуя принципу историзма, в проблемах науки подразделяет, подобно Г.Фоллмеру, научный реализм на три вида:

1. Научный реализм (соответствующий биологической эволюционной теории);

2. Гипотетический реализм (соответствующий первой ступени эволюционной теории познания);

3. Внутренний реализм (соответствующий эволюционной теории познания второй ступени).

Для понимания этого разграничения нужно вновь обратиться к понятию мезокосмоса. Согласно Э.Эзеру, «Научный реализм» представляет собой нерефлектированное естественнонаучное понимание изучаемой реальности.

«Гипотетический реализм» базируется на четырех основных тезисах:

1. Представления и понятия о событиях и процессах «есть не отражение реальности-в-себе, а схема реакции на события и вещи, которые действительно имели место или должны иметь место».

2. Необходимо различать факты первого и второго порядка. К объектам или фактам первого порядка принадлежат те, которые находятся внутри когнитивной ниши нашего специфического окружающего мира (мезокосмоса). Объекты второго рода конструируются при переходе границ мезокосмоса, их реальное существование устанавливается только косвенно.

3. Как факты первого порядка, так и факты второго порядка изменчивы ввиду того, что изменяются наши реакции и схемы действия.

4. Для нас нет гарантии в наличии общезначимых законов, которые бы регулировали весь универсум, а только ожидание, что познаваемые законы мезокосмоса могут быть продолжены в макро- и микрокосмосе.

«Внутренний реализм» утверждает следующее:

1. Объекты первого рода не более реальны, чем объекты второго рода; и то и другое лишь наше представление о реальных объектах.

2. Гарантия реальности объектов второго рода лежит в самих теориях, в объяснениях и прогнозах, в отношении которых возможна эмпирическая проверка.

3. Проверка прогнозов есть, по сути, «встреча» дедуктивно-аксиоматической теории с гипотезой, интерпретирующей реальность, то есть проверка осуществляется «всегда внутри познающих субъектов».

4. Нет фиксированного набора законов, а только открытый процесс конструирования гипотез, представляющих собой только модификации тех законов, которые мы познаем в мезокосмосе, как они встроены в структуру нашего познавательного аппарата. Это не означает, однако, принципиальной ограниченности наших познавательных способностей. «Структура нашего познавательного аппарата обусловлена не только органическо-генетической эволюцией, но также молекулярно-химической и физико-космологической эволюцией. Мы несем в себе, поэтому также, в смысле слабого антропного принципа, космологическую информацию, к которой, конечно, мы не имеем прямого доступа» (2,7).

Таким образом, во внутреннем реализме ученый приходит к двум заключениям, подчеркивающим диалектизм эволюционной эпистемологии: во-первых, наши знания генетически априорны, сформировались и закрепились генетически в ходе биологической эволюции, с другой стороны, признается антропный принцип, предполагающий определенную зависимость структур Вселенной, а, значит, и условий, где формируются познавательный аппарат, от познающего субъекта. Тем самым можно сделать вывод о взаимовлиянии познающего субъекта и окружающей среды.

Страницы: 1 2 3 4