Проблема человека в философии
1) Человек как проблема в философском измерении.
2) Образы и сущность человека в философской традиции.
3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.
"Не печалься о том, что люди тебя не знают,
а печалься о том, что ты не знаешь людей".
Конфуций
1. Человек как проблема в философском измерении
1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?
Платон: "Животное о двух ногах и без перьев".
Аристотель: "Общественное (политическое ) животное"
Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих".
2. Образы и сущность человека в философской традиции
В античности чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.
В христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение, выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры, возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти. Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной сущностью. Теоцентризм.
В гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.
В Новое время человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек - это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными качествами.
Антропогенез - это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания которого является проблема единства биологического, психического и социального начал в человеке.
Биологическое представлено в человеке в его:
а) морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата, головного мозга и т.д.);
б) генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);
в) химико-физических проявлениях:
г) расовых признаках;
д) половозрастных особенностях.
Психическое:
а) нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;
б) бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):
в) эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);
г) особенности характера, феномены памяти, внимания.
Социальное:
а) сознание, абстрактное мышление, вторая сигнальная система;
б) общение, коллективная форма жизнедеятельности;
в) трудовая деятельность;
г) духовность, культура;
д) самосознание, самопознание, самосовершенствование;
е) историческая трансляция опыта и традиций.
Все это в целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального, взаимодействующего единства.
Социальные качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в следующем параграфе.
Многочисленные факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях, человек разумный и человек общественный.