Проблема человека в философии
Это, тем не менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.
Понятие "природа" и "сущность" человека имеют принципиальное отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы определяет природу человека.
1. Физиологические (анатомические):
а) прямохождение и прочие отличительные черты;
б) развитые формы высшей психической деятельности;
в) замена приспособительных функций преобразовательными;
2. Социальные:
а) разум;
б) общественный целерациональный труд;
в) религиозные, моральные, эстетические формы.
г) общественная (политико-правовая) организация жизни.
Обнаружение верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к пониманию его сущности. Каково это ядро?
В философии нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:
1) Человек - общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения, коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке. Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная, разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в форме социальной деятельности и общественной жизни.
а) Фихте, Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.
б) Маркс: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений”.
2) Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к формированию ряда биологизатарских концепций человека:
а) расизм: Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими по биологическим параметрам
б) социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и пр.).
в) мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической целесообразностью вида Homo sapiens.
г) географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".
д) фрейдизм: сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.
3) Игнорирование природных начал в сущности человека приводит к возникновению ряда идеалистических взглядов:
а) религиозно-теологический подход к пониманию сущности человека. Человек - есть творение Бога. Буддизм, христианство: тело человека - оковы его души. .
б) мистически-иррациональное начало человека. Ницшеанство: для утверждения сущности человека необходима постоянная борьба с природной тварностью. Его суть - внутренний демиург, предопределяющий борьбу всех против всех.
в) объективно-идеалистическая трактовка сущности человека. Платон, Гегель утверждали о надприродной сущности человека, его духовности, связанной с миром идей, чистым бытием, абсолютом.
4) В XX-м столетии получила распространение концепция биосоциальной сущности человека, по которой социальные черты человека зависят от его биологических предпосылок, которые, в свою очередь, являются продолжением общественной жизни человека.
Человек есть одновременно не только биологическое и социальное, но он - единое биосоциальное существо.