Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века
Эти мысли получили свое развитие и комментарии в трудах многих философов, в частности Рассела Б. Развивая свою науку к объяснению мира, он противопоставляет свой метод и свой стиль объяснения мира – религиозной догматикой.
Обобщение огромного количества частных квадратных уравнений в виде конечных типов их классификации, выполненное великим ученым средневековья ал-Хорезми, положило начало современной алгебре. Ал-Хорезми открыл безупречные методы их решения, которыми по существу, ежедневно пользуются все школьники мира. Методы эти обладают логическим совершенством, красотой созерцательного мышления, педагогическим удобством. Эвристический характер открытых им методов решения задач получил всеобщее признание в мировой науке, не случайно одно из понятий современной науки алгоритм этимологически связано с именем ал-Хорезми. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами - от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т. д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» - приемы вычислений, кот были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика ( в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке. Вот еще некоторые имена: Позже теория алгоритмов послужила основой математической логики, которая, в свою очередь, является логической основой развития современной компьютеризации. В наши дни алгоритмизация применяется и в других отраслях человеческой жизни.[5]
Научные труды ал-Фергани явились основой научных изысканий эпохи возрождения в Европе. Исследовательская деятельность всегда ведет ученых от познанного к непознанному. В связи с этим ал-Фергани признает, что «между учеными нет разногласия в том, что небо подобно сфере и, что оно вращается вместе со всем, что на нем из светил – как вращение сферы вокруг двух закрепленных неподвижных помостов, один из которых в северной стороне, а другой с южной стороны. Это относительно неба».[6] Это касается и всего того, что нас окружает и, таким образом, все учения и о суше и море, так же подобно сфере».[7] Вывод о том, что небо выпуклое, земля и сфера – вогнутые, был сделан давно. Но главное, как считает ал-Фергани, доказать истинность этих взглядов. Доказательство шарообразности земли в дальнейшем осуществлено Колумбом (в XV в.), Магелланом (в XVI в.), а много веков до этого на основе мыслительно-экспериментального мышления это было доказано ал-Фергани.
Беруни прослеживает трудный путь познания. Он уделяет особое внимание единице времени, необходимой для изучения исторических событий. «В соответствии с поставленной целью нам следует объяснить, что такое ночь и день и их совокупность, и какой момент принято считать их началом, ибо сутки для месяцев, годов и эпох – то же, что и единицы для чисел, из суток они складываются и на сутки разлагаются. Полное представление о сущности суток облегчает путь к пониманию того, что составляется из суток и строится на них».[8]